Очевидно, что далеко не каждая отрасль может извлечь выгоду из технологии блокчейна. Однако для грузоперевозок блокчейн может стать отличным инструментом. Новый консорциум под названием «Blockchain в транспортном союзе» (Blockchain in Transport Alliance, BiTA) работает над применением блокчейна для решения некоторых из самых сложных проблем в области грузоперевозок.
Автоперевозки — это огромная индустрия, которая затрагивает практически всех американцев. По данным Американской ассоциации грузоперевозок, сегодня грузовики перевозят примерно 70% всего объема перевозок. Ассоциация также сообщает, что в 2015 году валовые поступления от грузоперевозок составили $726,4 млрд, что равно 81,5% общих поступлений от перевозки грузов.
Компании, так или иначе связанные с грузоперевозками – напрямую либо косвенно — присоединились к BiTA. Среди них и такие ИТ-гиганты как UPS, Salesforce, McCleod Software, и операторы перевозок DAT, Don Hummer Trucking и еще около тысячи компаний.
Частный блокчейн для перевозки грузов
Блокчейн — это общий распределенный реестр, который облегчает процесс записи транзакций и отслеживания активов в сети. Актив может быть осязаемым, как грузовик, или неосязаемым, как требование страховки автомобиля. Блокчейн, который является основой работы таких криптовалют как биткоин, является публичной сетью, которая открыта для любого пользователя в мире. Блокчейн, который можно рассматривать в автомобильной промышленности, является частной сетью для грузоотправителей, перевозчиков и брокеров — участников консорциума BiTA.
Как организация по стандартизации, BiTA стремится создать единую структуру для стимулирования разработки блокчейн-приложений, предназначенных для управления логистикой, отслеживания активов, обработки транзакций и так далее.
Зачем нужен блокчейн? Дело в том, что грузоперевозки являются неэффективной отраслью. Производителям товаров часто бывает трудно найти грузовики для перевозки своих грузов. Это не потому, что не хватает автомобилей или водителей, готовых взяться за выполнение заказа. Просто грузовики проезжают более чем 29 млрд миль с частично загруженными либо вовсе порожняком.
По данным Американской ассоциации грузоперевозчиков, около 1,5 млн автотранспортных компаний используют около 3,5 млн водителей грузовиков. Но 90% этих компаний принадлежит шесть грузовиков или того меньше. Эта чрезвычайно раздробленная индустрия изо всех сил пытается сопоставить грузоотправителей (спрос) с перевозчиками (предложение).
Блокчейн как Святой Грааль
Согласование грузоотправителей с перевозчиками — это лишь одна из проблем, которую может решить блокчейн. Компаниям, работающим в сфере грузоперевозок, иногда требуется несколько часов, чтобы просто организовать доставку.
Если он будет реализован хорошо, блокчейн может стать настоящим Святым Граалем для отрасли, который сделает всю цепочку поставок грузовых автомобилей более эффективной. С помощью блокчейн-инструмента все участники рынка — грузоотправители, перевозчики и брокеры смогут сотрудничать в безопасном режиме, без особенных сложностей.
Три необходимых условия внедрения блокчейна в грузоперевозках
Чтобы блокчейн стал жизнеспособным решением в сфере грузоперевозок, должны быть реализованы три вещи.
Каждый участник рынка должен доверять блочной цепи как единому источнику истины
Блокчейн — это цифровой реестр с использованием блоков (или пакетов транзакций), которые связаны и защищены криптографией. В результате данные, введенные в блокчейн, не могут быть изменены или повреждены. Более того, поскольку реестр распределенный, не существует единого центрального органа, который отвечает за сертификацию информации.
Чтобы все это работало как следует, во-первых, мы должны доверять данным, вводимым в блокчейн. Например, некоторые производители требуют от своих перевозчиков иметь полис страхования груза в размере $250 тыс, прежде чем они передадут свои товары для транспортировки. Если оператор вводит «да, у нас есть страховка» в блокчейн, клиент должен доверять этому, будучи уверенным, что это правда. Точно так же перевозчики должны доверять грузоотправителям, которые нанимают их через блокчейн, чтобы оплачивать их услуги.
Поскольку транспортный блокчейн будет частным, все грузоотправители, перевозчики и брокеры будут проверены, и отношения, скорее всего, будут построены посредством контрактов и соглашений. Можно также применить уровень взаимозависимости надежных источников данных. Например, чтобы гарантировать, что перевозчик удовлетворил требования к страхованию, блокчейн должен напрямую связываться со страховыми компаниями.
Малые перевозчики и грузоотправители должны стать участниками блокчейн-платформы
Помните, что 90% всех автотранспортных компаний в США имеют шесть грузовиков или того меньше. По сути, это малый бизнес. Для малого бизнеса найти деньги для внедрения и изучения новых технологий весьма проблематично. Чтобы участвовать в блокчейне, как перевозчики, так и грузоотправители должны иметь доступ к программному обеспечению, оборудованию и знаниям.
Эта задача может быть довольно сложной. Чтобы понять ее сложность, достаточно вспомнить необходимость применения электронного регистрационного устройства (ELD) участниками рынка. Обязательность ELD была попыткой создать единую технологическую платформу для всех участников рынка грузоперевозок. Наличие ELD было утвержденное конгрессом правило, призванное помочь создать более безопасную рабочую среду для водителей. Министерство транспорта потребовало, чтобы водители коммерческих автомашин, участвующих в межгосударственной торговле, заносили свои мили в специальное устройство ELD, чтобы убедиться, что они не проезжают слишком большие расстояния без отдыха. За месяц до крайнего срока обязательного внедрения этого устройства в декабре 2017 года только 37% компаний установили эти гаджеты на своих машинах.
Кроме того, затраты, необходимые для поддержания блокчейн-системы для транспортных средств, могут быть довольно существенными. Стоит подумать только об электричестве, которое необходимо для питания стойки процессоров.
Если критическая масса малых перевозчиков вначале не примет участие в транспортном блокчейне, новые участники рынка заменят их и сразу же получат преимущество. Дело в том, что нехватка предложения по сравнению с большим спросом логичным образом приведет к росту расходов на доставку груза.
Вся отрасль должна принять стандартизацию данных
Все участники транспортного блокчейна должны договориться о том, как охарактеризовать их данные — например, какие детали должны быть указаны в каждом заказе на поставку или в счете-фактуре. BiTA изначально обсуждает такие проблемы.
Стандартизация данных – это задача весьма непростая. Например, электронный обмен данными (EDI) является стандартом в логистической отрасли. EDI существует уже более 30 лет, но до сих пор нет единого стандарта EDI. Различные компании используют разные версии EDI, что приводит к очень тщательной и трудоемкой интеграции, необходимой для того, чтобы компании хоть как-то могли обмениваться данными.
Технология блокчейн все еще находится в зачаточном состоянии, но у нее есть огромные перспективы.
Отрасль грузоперевозок должны решить три проблемы для внедрения блокчейна. Использования блокчейна одной из самых фрагментированных и традиционных отраслей бизнеса потребует большого количества времени. Но коллективные усилия могут привести к тому, что эта многообещающая технология буквально изменит рынок грузоперевозок.