Alibaba готовится инвестировать в компанию Grab и таким образом занять нишу на перспективном рынке.
Анонс о сделке между компаниями Grab и Uber выглядит как очередной раунд борьбы с Alibaba. Несколько дней назад стало известно, что американский каршеринговый гигант Uber договорился о продаже основной части своего бизнеса в Юго-Восточной Азии одному из своих главных конкурентов — сингапурской компании Grab.
Однако ранее сообщалось, что Alibaba ведет переговоры о том, чтобы инвестировать самой в компанию Grab. Китайский гигант на данный момент находится на ранних этапах инвестиций в Grab. Пока неясно, каким будет размер этих инвестиций и исходя из какой оценки будут получены средства компанией Grab. Известно только что, по последней оценке, стоимость Grab составляет $6 млрд.
Еще одной проблемой этих инвестиций являются сроки из-за текущих антимонопольных расследований в сделке Grab-Uber. Комиссия по конкуренции Сингапура заявила, что есть основания полагать, что такое слияние может нарушить антимонопольный закон страны. Последствия слияния изучают и антимонопольные власти других стран. Тем не менее, обе стороны сделки, равно как и ключевой инвестор, японская компания SoftBank все же готовы заключить эту сделку.
В Grab отказались комментировать эту историю. Представитель Alibaba сказал, что компания «не подтверждает распространяющиеся на рынке слухи».
Alibaba и Grab впервые провели переговоры об инвестициях прошлым летом. Однако тогда сделка между ними так и не состоялась после того, как китайская фирма заинтересовалась инвестициями в стартап Tokocedia, созданный в Индонезии единорог, работающий в сфере электронной коммерции.
Эта сделка была приоритетной для Alibaba, потому что ее главный соперник, компания Tencent тоже вела такого рода переговоры. И если бы Tencent достигла соглашения и заключила сделку, это могло бы дать ей точку опоры в Индонезии, крупнейшей экономике Юго-Восточной Азии и четвертой по численности населения страны в мире.
Alibaba серьезно надеялась на своего давнего союзника, японскую компанию SoftBank, раннего инвестора в Tokopedia и Grab. С его помощью компания Alibaba рассчитывала получить предпочтение в сделке с Tokopedia перед Tencent. И это несмотря на то, что предпочтением Tokopedia была сделка с Tencent. Но благодаря ряду условий, в том числе посредничеству SoftBank, сделка состоялась.
В конечном счете, Alibaba инвестировала $1,1 млрд в Tokopedia в августе прошлого года.
Одним из условий сделки с Tokopedia для Alibaba могли быть инвестиции в Grab в нужное время. Похоже, это время настало именно сейчас.
Выбор времени для соглашения может быть идеальным для Grab. В то время как у компании есть много денег от прошлых инвестиций, ее индонезийский конкурент Go-Jek готовится к расширению на региональные рынки, поэтому компании Grab нужно быть готовой к новой волне конкуренции. Сделка с Grab может быть очень выгодной для Alibaba.
В течение некоторого времени китайская компания активно ищет инвестиционные предложения в ведущих интернет-компаниях Юго-Восточной Азии, и Grab явно соответствует этой стратегии вложения. В частности, активизация Grab в сегменте платежных инструментов совпадает с целями Alibaba развивать продукты fintech-сектора, такие, как принадлежащий ей сервис Ant Financial.
В прошлом году Ant Financial сделала несколько более или менее выгодных вложений в финтех-продукты и попыталась заключить множество инвестиционных сделок в Юго-Восточной Азии. Среди этих инвестиций были и не очень удачные, в частности, несложившееся поглощение MoneyGram. Участие в платежном проекте Grab Pay, который готовится стать крупным платежным игроком по всему региону, значительно приблизило бы компании Alibaba и Ant к их целям.
Наконец, в этих инвестициях важную роль играет старый добрый фактор конкуренции. На фоне Tencent, инвестора в главного конкурента Grab, индонезийскую компанию Go-Jek, Alibaba имеет мотивацию, достаточную для поддержки своих инвестиций в райд-шеринговые сервисы в Юго-Восточной Азии.
Два китайских интернет-гиганта занимаются активным поглощением самых перспективных стартапов в Юго-Восточной Азии, которые дают им хорошую позицию по мере роста интернет-экономики региона.
Отчет, составленный в прошлом году компанией Google, прогнозирует, что интернет-экономика Юго-Восточной Азии вырастет с $50 млрд в 2017 году до $20 млрд в 2025 году. В настоящее время именно китайские компании, готовятся зарабатывать на этом росте.