Китайская компания Alibaba покупает все выпущенные акции компании Ele.me, которые ей еще до сих пор не принадлежат. Ele.me – это самый известный и крупнейший в Китае сервис доставки еды. Впервые о готовящейся сделке стало известно еще в феврале этого года.
В своем заявлении Alibaba сообщила, что стоимость сделки по поглощению Ele.me составляет $9,5 млрд. На данный момент китайский интернет-гигант Alibaba, впервые инвестировавший в Ele.me два года назад, и ее дочерние компании AntSmall и Micro Financial Services Group владеют около 43% голосующих акций сервиса доставки.
Сделка по поглощению Ele.me продолжает ряд аналогичных инвестиций и приобретений Alibaba, которые компания проводит с целью расширения своего физического присутствия в розничной торговле в рамках так называемой «новой розничной стратегии» (NewRetail). Суть этой стратегии состоит в объединении электронной коммерции и оффлайновой розничной торговли. Цель Alibaba- облегчить пользователям перемещение (и трату денег) между физическими магазинами и онлайновыми e-commence-проектами Alibaba, такими как Tmall и Taobao. Например, клиенты могут просматривать продукты во всплывающих окнах на сайтах, а затем заказывать их на своих смартфонах для немедленной доставки на дом из реальных оффлайновых магазинов.
Компания доставки Ele.me, которая будет продолжать работать под своим собственным брендом, является в своей основе логистической технологической компанией. Созданная в 2008 году, она использует свою систему логистики для предоставления ряда сопутствующих услуг, например, сервиса Fengniao, экспресс-курьерской доставки для местного бизнеса. После того, как сделка будет завершена, основатель и главный исполнительный директор Чжан Чжуао (Zhang Zhuhao) станет председателем Ele.me и специальным советником по новой стратегии розничной торговли генерального директора Alibaba Group Даниэля Чжана(Daniel Zhang). В свою очередь, Ван Лэй (Wang Lei), занимающий в настоящее время пост вице-президента Alibaba Group, займет пост генерального директора Ele.me.
В пресс-релизе Alibaba сказано: «Под руководством своего основателя и управленческой команды компания Ele.me добилась ведущей доли рынка в онлайн-секторе доставки продуктов питания и местных услуг в Китае. Нас объединила общая уверенность в том, что новая стратегия розничной торговли создаст большую ценность для клиентов и торговцев. Планируя свое будущее, Ele.me может использовать инфраструктуру Alibaba в торговле и благодаря этому найти новые точки соприкосновения с различными дочерними структурами Alibaba, чтобы добавить дальнейший импульс в инициативу новой стратегии розничной торговли».
Впервые о том, что Alibaba планирует купить остальную часть акций Ele.me у других инвесторов, включая Baidu, стало известно в конце февраля.
Сделка углубляет конкуренцию Alibaba с другим китайским технологическим гигантом, компанией Tencent, в частности с ее собственными местными сервисами и платформой доставки Meituan Dianping. Последняя была сформирована путем слияния в 2015 году. Alibaba ранее владела акциями в Meituan Dianping, благодаря своим инвестициям в Meituan, но начала избавляться от них вскоре после слияния с Dianping.
В своем заявлении Alibaba сообщила, что Ele.me дополняет ее дочернюю компанию Koubei, платформу, которая предоставляет ресторанам и магазинам возможность выхода в интернет и привлечения больше местных клиентов.
«Объединив онлайн-сервисы Ele.me по доставке продуктов на дом с приобретением и привлечением потребителей Koubei для различных ресторанов и сервисных учреждений, Alibaba сможет предложить интегрированный опыт для клиентов как в Интернете, так и в оффлайне», — говорится в сообщении компании.