Uber, глобальная компания, предоставляющая услуги райд-шеринга (возможности использовать в качестве такси машины, принадлежащие обычным людям), доминировала в отрасли с момента ее создания в 2009 году. С тех пор она распространилась на более чем 60 стран и недавно оценивалась почти в $70 млрд. Такая экспансия компании и ее высокая оценка заставляли инвесторов задумываться о том, когда Uber подаст заявку на IPO.
Появление поездок по требованию стало популярным бизнесом по всему миру. В конце 2015 года Sidecar, еще один сервис, предоставляющий услуги поездок по требованию, официально прекратил свою деятельность.
В последнее время в мире растет недовольство Uber. Люди, объединившиеся под хештегом #deleteUber после того, как глава компании поддержал президента Трампа, правда, потом он ушел в отставку, все чаще ищут альтернативу гегемонии Uber.
Они есть и они не менее успешны, чем райд-шеринговый гигант. Вот несколько из них.
Lyft
Lyft начала работать на рынке в 2012 году. Компанию все знают по логотипу в виде розовых усов. Lyft размещает его спереди или на приборных панелях своих автомобилей. Это может и выглядит смешно, но оно весьма полезно для роста узнаваемости компании. В США Lyft доступен примерно в 220 городах и районах по всей стране, а также в девяти городах Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Таиланде, Филиппинах и Вьетнаме.
Компания из Сан-Франциско работает очень похоже на Uber. В своем приложении для смартфонов пользователи видят карту с булавкой. Эта булавка – отметка о месте положении пользователя. Кроме того, на карте видны анимированные автомобили, есть оценка того, как далеко находится ближайшая поездка, и большая кнопка с надписью Request Lyft.
Lyft предлагает несколько тарифов обслуживания. Lyft Line — общий вариант поездки, который позволяет сэкономить до 60% от базового тарифа. Plain Lyft — поездка для одиноких путешественников или групп до четырех человек. Lyft Plus – в этом тарифе пассажирам предоставляются большие автомобили и внедорожники, которые идеально подходят для тех, кто путешествует с чемоданами и коробками либо для сравнительно больших групп пассажиров. Пользователь может выбрать тариф, используя слайдер в верхней части приложения.
Райд-шеринговая компания также строит сеть автомобилей, ориентируясь на автономные (беспилотные) транспортные технологии. Lyft работает с General Motors, компанией, которая также является инвестором для подразделения Waymo компании Alphabet, занимающегося созданием и развитием беспилотных автомобилей. Кроме того, Lyft инвесторовала в стартап nuTonomy, работающий в этом же направлении.
Curb
Раньше компания называлась Taxi Magic (в 2009 году) и Ride Charge (в 2007 году). В 2014 году она сменила название на Curb и стала компанией, которая позволяет людям заказывать поездки у безопасных и надежных профессиональных, застрахованных и полностью лицензированных машин-такси и других водителей-арендаторов. Основанная в Александрии, штат Вирджиния, Curb работает в более чем 60 городах США по всей стране, сотрудничая с 90 компаниями такси и управляя 35 тыс автомобилей.
Curb — это приложение, демонстрирующее карту, на которой обозначено ваше местоположение и доступные водители Curb рядом. Пользователи могут либо забронировать поездку сразу, либо запланировать ее в ближайшие 24 часа (услуга, очень удобная для путешественников). Существует выбор платы за проезд – наличными или безналичным способом. Можно также выбрать автомобиль, который наилучшим образом ответит потребностям пользователя.
На своем веб-сайте Curb утверждает, что автомобили компании всегда доступны и готовы забрать своих клиентов. Слово Curb еще переводится как «бордюр». Это компания отразила в своем слогане: «all rides begin and end at the curb» – «все поездки начинаются и заканчиваются у Curb» (у бордюра).
Didi Chuxing
Didi Chuxing стала результатом слияния двух крупнейших в Китае компаний такси — Didi Dache и Kuaidi Dache. Didi Chuxing работает с 2015 года. Предыдущее ее название Didi Kuaidi и ее часто называли «китайским Uber». На данный момент компания фактически владеет всем рынком такси в Китае с долей в 99% рынка. Ей принадлежит 87% рынка аренды частных автомобилей как такси (райд-шеринга).
Didi Chuxing работает в более чем 400 городах по всему региону. Компания заявила, что в 2015 году она провела 1,43 млрд поездок. А в декабре прошлого года число поездок, сделанных водителями Didi Chuxing, превысило 200 млн. Didi также находится в стратегическом партнерстве с Lyft, что позволило компании впервые работать в Китае.
Didi Chuxing хорошо финансируется и поддерживается техническими гигантами Apple, Tencent Holdings и Alibaba. Общий объем акционерного капитала компании оценивается в $12,94 млрд, они были получены в рамках восьми раундов финансирования от 21 инвестора.
В прошлом году Uber признал поражение на китайском рынке. Результатом этого стало слияние UberChina с компанией Didi. Итоговая стоимость компании составила $35 млрд, а Didi Chuxing инвестировала $1 млрд в американский Uber.
Grab
Основанная в 2011 году, компания Grab (ранее известная как GrabTaxi) работает в Юго-Восточной Азии, прежде всего в Малайзии, Сингапуре, Таиланде, Вьетнаме, Индонезии и на Филиппинах. Как и Uber, компания Grab работает через приложение для смартфонов, которое пользователи могут загрузить в Google Play, App Store или в Blackberry World.
Grab привлек в общей сложности $1,44 млрд в виде нескольких раундов финансирования. У нее есть около 75 тыс зарегистрированных водителей такси в своей сети.
Свою миссию Grab озвучивает так: компания «направлена на модернизацию местных рынков такси путем внедрения простых недорогих мобильных технологий как для поставщиков (диспетчерских компаний), так и для заказчиков. Grab пытается обновить такси в Юго-Восточной Азии, сделав его более безопасным и эффективным средством передвижения, которым мы все можем гордиться».
В декабре прошлого года стало известно, что Grab присоединился к союзу с Lyft, Didi и Ola, ведущей индийской компанией, чтобы конкурировать с Uber, а также расти за пределами своего рынка в Юго-Восточной Азии.
Ola
Ola начинала как онлайн-агрегатор такси в 2010 году. Позже компания сала одной из самых быстрорастущих в Индии. Она привлекла $1,67 млрд в виде долевого финансирования посредством 10 раундов от 23 инвесторов.
В настоящее время Ola насчитывает более 40 тыс автомобилей в своей сети и работает в 22 городах.
Компания Ola предоставляет различные виды услуг такси, начиная от экономного до luxury-сегмента. Ola поддерживает как наличные, так и безналичные способы оплаты. Недавно она также выпустила два новых сервиса. Один – это аренда автомобилей на почасовой основе, а другой – бронирование такси за два часа для междугородних поездок.
Как и Lyft и Grab, Ola сотрудничает с Didi Chuxing, реализуя идею международного противостояния против Uber. Вместе четыре компании в прошлом году представили совместную новинку. Например, пользователи Didi во время визита в США могут открыть приложение Didi, чтобы заказать Lyft. Их объединение получило название на рынке «анти-Uber-коалицией».